Успешное развитие Азс - Новости АЗС

Падение оптовых цен на бензин в РФ возвращает маржу АЗС

Падение оптовых цен на бензин в РФ возвращает маржу АЗС

Падение оптовых цен на бензин в РФ в ноябре поддержало рентабельность сбытовых сетей, но вряд ли побудит розничных продавцов также снизить цены – пока топливо на заправках только дорожает, говорят участники рынка.

Российский рынок топлива столкнулся с избытком ресурсов и снижением цен осенью, когда НПЗ завершили профилактические ремонты и растущее предложение встретило сезонное снижение спроса. Однако производители РФ постараются устранить излишки, увеличив экспорт, считают трейдеры.

Оптовые цены на автобензин сейчас на 5.000 рублей ниже экспортного паритета (учитывающего демпферную надбавку – финансовый механизм защиты внутреннего рынка от колебаний), показали оценки участников рынка.

“Такое отставание (оптовой цены) – не редкость для конца года, но долго не сохранится. Переработчики будут выводить продукт с рынка, корректируя план производства, и за счет экспорта, который вырастет по итогам ноября. Это поддержит внутренние цены”, – сказал источник в нефтяной компании.

Средние оптовые цены на высокооктановый бензин марок Аи-92 и Аи-95 после достижения годового максимума в августе снизились к настоящему моменту на 15,4% и 16,2% соответственно, согласно мониторингу Refinitiv Kortes.

Наиболее стремительно бензин дешевел в опте в последние два месяца. Средняя оптовая цена Аи-92 в РФ в пересчете на литр с начала октября понизилась уже на 5,60 рублей (-13,3%), Аи-95 – на 6,90 рублей за литр (-15,7%), по данным Refinitiv и расчетам Рейтер.

За это же время в рознице указанные марки бензина подорожали в среднем на 60 копеек за литр.

Оптовые цены в конце октября обеспечили рознице маржу, которая начала покрывать издержки, а в ноябре – превышать их.

Сегодня оптовые цены Аи-92 обеспечивают АЗС маржу до 5,5-6,5 рублей за литр, Аи-95 – до 9,0-9,5 рублей за литр, при издержках АЗС в среднем от 4 до 6 рублей за литр, показали расчёты Рейтер на основе данных участников рынка.

Заработок АЗС на бензине возвращается к норме, однако независимые операторы говорят, что реализация зимнего дизтоплива по-прежнему приносит убытки, а избыток автобензина, обеспечивший падение цен, опасен тем, что может возродить войну скидок. И если излишки в декабре нефтекомпании увезут на экспорт, то оптовые цены снова взлетят, а АЗС лишатся маржи, не успев создать достаточные запасы недорогого бензина на весну следующего года.

“С марта голодали и вот, еду заказали… Можно считать, что всё сразу стало отлично?” – задает риторический вопрос владелец сети АЗС в Южном федеральном округе.

Он считает, что восстановление рентабельности в ноябре не вернет потери этого года. Период выгодных оптовых цен не продержится долго, а успеть сейчас купить достаточные объемы впрок не удастся.

“Нет возможности получить кредитные средства. Мы и так уже сильно в долги влезли, торгуя в убыток весной и летом”.

О сложностях с доступом к оборотным средствам рассказывает и другой заправщик.

“Нельзя говорить, что ситуация нормализовалось. Год сидели в убытках. Маржа едва наметилась, даже не вернулась – бензин еще нам не выгрузили” – замечает управляющий сетью АЗС в Центральном ФО.

По его словам, завершающийся год оказался очень тяжелым для розницы. Снова идет волна банкротств, поэтому банки воспринимают бизнес как ненадежный и заложить АЗС невозможно.

Он также считает, что переизбыток продукта выйдет боком.

“Рынок залит… Чтобы привлечь клиентов, (нефтяные компании) запустят скидки, как всегда”, – уверен розничный оператор.

Трейдеры считают, что сегодня в более выгодном положении АЗС в тех регионах, где доля реализации Аи-95 выше, чем Аи-92, поскольку маржа на “пятом” в полтора раза больше. При этом в общем объеме реализации Аи-92 остается самой массовой маркой, и на большей части АЗС на долю продукта с меньшей маржой приходится наибольший объем продаж.

Еще одной неприятностью для многих независимых операторов розничного рынка осенью стало резкое повышение оптовых цен на зимнее дизельное топливо, сделавшее убыточной его розничную реализацию. Наиболее сложная ситуация в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, где зимнее дизтопливо на АЗС нефтяных компаний порой реализуется ниже оптовых цен на НПЗ.

Большинство независимых операторов в такой ситуации вынуждены ставить цены на зимнее дизтопливо на несколько рублей за литр выше, чем на стелах АЗС крупных нефтяных компаний, теряя при этом клиентов, но хоть немного уменьшая убытки.

Например, при розничной цене зимнего дизтоплива в Иркутской области в 58,50 рублей за литр его оптовая цена на Ангарской НХК составляет около 55,40 рублей за литр. Оптовая цена зимнего дизтоплива на Комсомольском НПЗ – около 61,80 рублей за литр, при этом на АЗС в Амурской области продукт реализуется по 59,10 рублей за литр.

Несколько проще ситуация для частных АЗС в Европейской части РФ, где погодные условия позволяют обходиться межсезонным топливом, цены на которое в последние недели почти вернулись к уровню начала октября, а доля продаж дизтоплива существенно меньше, чем автобензина.