Успешное развитие Азс - Новости АЗС

Сколько будет стоить горючее при отмене демпфирующего механизма, нефть дешевеет, а бензин дорожает

Сколько будет стоить горючее при отмене демпфирующего механизма, нефть дешевеет, а бензин дорожает

Биржевые цены на бензин выросли с начала мая на 10%. Это плохая новость для крупных оптовых потребителей. Еще в конце апреля на бирже цены были ниже себестоимости — нефтепереработчики торговали себе в убыток. Самое интересное, что эти ценовые качели почти никак не отразились на розничной стоимости на автозаправках. В России оптовые цены движутся за стоимостью нефти, а розничные — нет. Виноват демпфирующий механизм, с помощью которого правительство наполняет бюджет за счет нефтяников. Мы выяснили, сколько стоил бы бензин на заправках без демпфера.

Нефтепереработчики должны продавать на товарно-сырьевой бирже 10% бензина. Но квоту временно изменили — с 1 мая по 30 июня они должны направлять на биржу лишь 5% нефтепродуктов. Кроме того, первая половина мая была праздничной — отгрузка бензина с производств сократилась, предложения стало меньше. Плюс стала ползти вверх стоимость нефти — в начале мая бочка Brent стоила $26, сейчас — уже $30. Все это стало причиной повышения оптовых цен на бензин.

С розничными ценами, теми, что на заправках, все по-другому. «Розничная цена не является правопреемницей оптовой цены, как это работает с любым другим товаром. Формирование оптовых цен происходит ближе к рыночным принципам. Если нефть растет, то биржевые цены на бензин — тоже, и наоборот. В рознице цены регулируются вручную государством с помощью демпфирующего механизма», — отмечает президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

Демпфер — это налоговый вычет, который стимулирует нефтяников продавать бензин на внутреннем рынке, а не гнать на экспорт. Механизм начал действовать в 2019 году, когда цены на нефть были высокими и на экспорт торговать было выгодно. Разницу между экспортной и внутренней ценой компенсировало правительство. Но есть и другая сторона демпфера, совсем невыгодная нефтяникам: когда цены на нефть низкие, разницу бюджету перечисляют они. Так происходит сейчас. Повышая цены на оптовом рынке, нефтяники пытаются хоть немного компенсировать свои потери.

Кроме выплат по демпферу нефтяники должны перечислять в бюджет большой объем налогов: на добычу полезных ископаемых, на прибыль, акцизы. В конечном счете налоговое бремя перекладывается на потребителя. «Из-за налоговой нагрузки на нефтянку образуются ценовые тиски: розничная цена не подчиняется рыночным правилам, оптовая цена обложена налогами. Постоянное сдерживание цен несет вред топливной инфраструктуре, — добавляет Павел Баженов. — Демпфер не дает оптовым ценам снизиться и убивает надежду на снижение цен в рознице. Страдает нефтяная отрасль, бизнес, потребители. Единственный выгодополучатель — бюджет. Если бы не демпфирующий механизм, топливные цены снижались бы вслед за мировыми ценами на нефть. Думаю, мы бы увидели удешевление бензина на 3 рубля за литр».

Получается, что призванный сдержать рост топливных цен демпфер сдерживает и их снижение, которое сейчас было бы очень кстати пострадавшей от кризиса экономике. «Началось постепенное снятие ограничений режима самоизоляции, люди начали больше ездить. Надеясь на увеличение спроса, нефтяники подняли цены. Поэтому рост цен на топливо в рознице практически гарантирован. Отмена демпфирующего механизма позволила бы НПЗ получать большую прибыль, что удержало бы рост розничных цен. Но правительство на это не идет, заботясь о бюджете», — считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

До «включения» демпфера цены на бензин двигались по траектории цен на нефть. В США и Европе так происходит и сейчас. Но Россия пошла другим путем. «Если механизм демпфера и будет пересмотрен, то только тогда, когда экономика начнет восстанавливаться, но точно не в 2020 году. Приемлемый вариант регулирования цен на бензин вместо демпфера — обязать нефтяные компании покрывать спрос на топливо в России на 101%. Это позволит улучшить конкуренцию по качеству и борьбу за клиента на внутреннем рынке», — предложил начальник отдела инвестиционных стратегий «БКС Брокер» Валерий Кушанин.

«Возможно, что вместо демпфера будут предложены повышенные экспортные пошлины, однако как это отразится на внутреннем рынке, пока трудно представить», — предположил Артем Деев.

Эксперты сходятся во мнении, что розничные цены на бензин нужно вернуть к рыночному ценообразованию, при этом развивать экономику. Когда в России будет процветать бизнес, открываться новые компании, доходы населения будут расти, торговать бензином на внутреннем рынке будет тоже выгодно, и не понадобится никакого демпфера.