Успешное развитие Азс - Новости АЗС

Сжиженный газ улетучивается из розницы РФ, проигрывая конкуренцию бензину

Сжиженный газ улетучивается из розницы РФ, проигрывая конкуренцию бензину

Рекордное подорожание сжиженного углеводородного газа (СУГ) в России ставит под удар его использование в качестве моторного топлива из-за конкуренции с бензином, цены на который сдерживаются властями, считают опрошенные Рейтер трейдеры и аналитики.

Государство администрирует цены на социально значимый бензин и активно поддерживает использование автомобилями природного газа – метана, тогда как рынок СУГ в качестве автотоплива, где в основном реализуется пропан-бутан, остался наедине с ростом цен из-за дефицита предложения, и может надолго распрощаться с прежним ежегодным приростом на 3-5%, говорят источники в отрасли.

Количество автозаправок СУГ исчисляется тысячами против сотен метановых, пропан-бутан экологичнее бензина, и сжиженный газ часто заменяет природный там, где нет распределительной сети, однако рост цен снижает эффективность использования СУГ в топливном секторе, которое к тому же затрудняется бюрократическими процедурами.

“Цены в рознице резко выросли – скоро перестанут заправляться газом… Если цены на бензин не вырастут, то перспективы (для СУГ) не радужные”, – считает трейдер на Урале.

Резкое подорожание газового топлива в опте (более чем на 40% с начала года), заставило владельцев автогазозаправочных станций (АГЗС) увеличить цены на 13%, по данным Refinitiv Kortes. При этом стоимость бензина в рознице сдерживается темпами инфляции, прогнозируемой в этом году на уровне около 4%.

Мониторинг Refinitiv Kortes показал, что средняя розничная цена пропан-бутана в России с начала года по 9 апреля составила 28,05 рублей за литр (+13,0%), бензина Аи-92 – 45,15 рублей за литр (+3,5%).

Соотношение розничной цены СУГ к бензину Аи-92 в среднем по РФ находится на уровне 62,1% – максимуме за пять лет, а привлекательным для перевода автомобилей на использование пропан-бутана традиционно считается соотношение не более 50%.

“70% – это крайняя граница для перевода машин на автогаз”, – считает источник в одной из сетей АГЗС.

По оценке агентства Russian Automotive Market Research (RAMR), доля транспорта на СУГ в РФ к 1 января 2025 года увеличится лишь до 2,3% от общего автопарка с 2,2% на начало 2021-года – до 1,346 миллиона с 1,211 миллиона единиц. Доля легковых автомобилей на СУГ от общего количества транспорта на пропан-бутане возрастет до 79,8% с 79,4%, автобусов – до 4,7% с 4,5%, грузового транспорта – уменьшится до 15,5% с 16%, прогнозирует RAMR.

“Фактор цены самый сильный: традиционно при превышении 50% спрос (на СУГ) снижался… Текущая структура рынка не даёт надежд на существенное снижение оптовых цен”, – считает управляющий партнер крупного поставщика СУГ и нефтепродуктов компании “Петролеум Трейдинг” Максим Дьяченко.

Разбег прироста розничных цен на СУГ в крупных регионах-потребителях с начала года составил от 10% до 30%, или от 2,5 рублей за литр до 7,0 рублей за литр.

Бюрократия демотивирует

Для использования СУГ в автомобильном двигателе требуется специальное газобаллонное оборудование (ГБО), установка которого стала менее выгодной из-за роста цен на газ, а процедура регистрации усложнилась.

“Наблюдаемый опережающий рост цен на пропан-бутан (по сравнению с бензином) снизил эффективность его использования, но при этом она осталась в положительной зоне. Так, автомобилист на пропан-бутане при нынешних ценах экономит около 100-150 рублей на 100 километров в зависимости от класса автомобиля”, – считает руководитель направления “Экономика отраслей ТЭК” Центра стратегических разработок Александр Амирагян.

Согласно расчетам Рейтер, год назад, когда соотношение розничных цен СУГ/Аи-92 было около 51%, средний срок окупаемости ГБО стоимостью 30 000 рублей при годовом пробеге автомобиля в 25 000 километров составлял около 8-9 месяцев. В настоящее время срок окупаемости увеличился до 12-13 месяцев.

Расчет сделан исходя из расхода 10 литров бензина и 12 литров СУГ на 100 километров.

Представитель крупного дистрибьютора ГБО в РФ – компании “Резол-Альтернативное топливо” Андрей Поповский отметил, что пока переводить автомобили на ГБО еще выгодно, но “не так, как хотелось бы для полноценного роста рынка СУГ”.

“Наше видение развития ситуации – это постепенное падение рынка (ГБО), ввиду этого и реализации СУГ в транспортном секторе. Чтобы избежать этого необходимы стимулирующие программы со стороны государства и прозрачность законодательства в вопросе регистрации ГБО”, – добавил Поповский.

По его данным, в 2020 году количество установок ГБО на пропан-бутане упало на 25% к 2019 году, в первом квартале 2021 года – на 30% к январю-марту прошлого года.

“Невозможно зарегистрировать переоборудование из-за новых, не отработанных законодательных проектов. Надеемся, что в скором времени ситуация начнет оттаивать”, – сказал Поповский.

Согласно ГОСТУ 33670-2015 “Автомобильные транспортные средства единичные”, автомобиль, в который были внесены изменения в конструкции, необходимо предоставить в испытательную лабораторию.

Но количество таких лабораторий в РФ значительно меньше, чем субъектов федерации, поэтому обязательное вступление данного ГОСТа и связанного с ним Техрегламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 “О безопасности колесных транспортных средств” перенесено на 1 июля 2021 года.

Метан поборется с пропаном

В отличие от пропан-бутана, рынок компримированного газа метана (КПГ), используемого как моторное топливо, хоть и остается небольшим, но показал годовой прирост на 20% за счет миллиардных субсидий от государства.

“Метан в фаворе у государства. Количество машин на метане растет, чувствуется господдержка. Но существенного прироста числа метановых заправок у нас пока не видно”, – отметил один из трейдеров.

По мнению Дьяченко, при нынешних темпах роста количество метановых АЗС должно достигнуть около 2.000 единиц в городах-миллионниках в ближайшие несколько лет, что не может не отразиться на рынке пропан-бутана.

“Минэнерго последовательно в своей цели заменить СУГи метаном, но для полноценного конкурирования метану нужны не только АЗС, но и остальная инфраструктура по установке и сервису, нужен маркетинг и экономическая выгода”, – добавил он.