Успешное развитие Азс - Новости АЗС

Трасса М-12 сделает Казань центром транспортного коридора «Запад – Восток»

Трасса М-12 сделает Казань центром транспортного коридора «Запад – Восток»

Экономический эффект от новой дороги исчисляется триллионами рублей, но для того, чтобы не нанести вред экологии, придется сажать немало новых лесов.

Строительство скоростной автомобильной дороги М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань» может дать мощный импульс к развитию экономики Татарстана и сделать Казань центральной точкой в новом «шелковом пути» – транспортном коридоре «Запад – Восток».

Об этом рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

Напомним, трасса М-12 должна соединить Западный Китай с Западной Европой через Россию, где Казань станет географически центральной точкой. Дорога проходит по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, а также по территории Чувашии и Татарстана, и является составной частью международного транспортного коридора «Запад – Восток».

Общая протяженность трассы в пределах республики составляет 145 км. Начало в границах Татарстана – в районе н.п. Киров вблизи Чувашской республики. Окончание трассы – на пересечении с автомобильной дорогой «Шали – Сорочьи Горы».

Экономический эффект будет достигнут в результате улучшения дорожных и эксплуатационных условий движения транспорта за счет снижения себестоимости внутрирегиональных перевозок, дальних транзитных связей, стоимости пробега легковых машин, автобусов, спецмашин, сокращения дорожно-транспортных происшествий, времени пребывания пассажиров в пути.

По словам Михаила Блинкина, говорить о точном пути, по которому пройдет трасса, пока рано, поскольку все еще идет обсуждение, даже не до конца ясно, будет она вообще или нет.

– Не было в мировой практике дорог, против которых бы не возражала общественность. Есть такое понятие NIMBY – Not in my back yard (не на моем заднем дворе). Это стандартная психология жителя любого города мира, который говорит, что дорога нужна, просто необходима, но давайте не на моем заднем дворе, а где-нибудь подальше, в стороне. Эксперт, который входит в обсуждение любого проекта, должен четко понимать – речь идет об эффекте NIMBY или общественность права, а инициаторы проекта не очень правы, и что надо искать какие-то компромиссы, – подчеркнул Блинкин.

Он отметил, что помочь предотвратить общественное противодействие может разумная работа с людьми, локальные компромиссы по трассировке, антишумовая защита (кстати, акустические экраны также снижают концентрацию вредных веществ до 70%). Поскольку предполагаемый маршрут прокладки дороги проходит через много лесных территорий, в проекте необходимо досконально проработать компенсационные посадки леса, а также минимизировать вырубку деревьев. По словам эксперта, ни один нормальный проектировщик не станет уничтожать лес из-за своей прихоти. Есть лишь один способ обнулить экологический эффект этого проекта – отказаться от него.

Дорога М-7 совмещает несовместимое. Это одновременно кусок транспортного коридора, с другой – старинная дорога, на которую имеется 1,5 тысячи точек доступа – в среднем по 2 точки доступа на километр. Треть протяженности М-7 идет по населенным пунктам, в том числе в Татарстане. Для международного и российского трафика это очень плохо – если треть дороги ехать по населенным пунктам с ограничением скорости в 60 км, и сплошь и рядом светофоры, то я еду медленно, неэффективно и невыгодно. С гуманитарной точки зрения, для населения это тоже чрезвычайно плохо, потому что, когда прямо по городу идет М7 с ее траффиком, – рассуждает эксперт.

Особенностью маршрута М-12 является значительный макроэкономический эффект (около 2,4 трлн рублей), который формируется за счет объединения в зоне 8-часовой доступности регионов, продукция которых тяготеет к перевозкам автомобильным транспортом. М-12, согласно Стратегии пространственного развития, пройдет по перспективным центрам экономического роста и обеспечит двукратное сокращение времени в пути. С этим согласен и Блинкин.

– Когда мы построим новую дорогу, если мы ее построим, эффект №1 – экономический. Мы получаем выгоду – экономика России в частности и экономика республики в первую очередь, потому что в этом раскладе событий Татарстан становится центровой точкой на карте. Импульс для развития экономики России и Татарстана в особенности, чрезвычайно серьезный. Там считают сопряженный эффект в триллионах рублей. Все потому, что, касаемо грузоперевозок, скорости умножаются на два. Соответственно, время делится на два. Плюс ко всему, когда появляется возможность выхода и на Запад, и на Восток с любой промышленной продукцией, это импульс для развития. Второй эффект – гуманитарный, потому что мы убираем трассу из городов. На самом деле совмещение дороги и улицы характерно для стран с не очень развитой дорожной сетью. В развитых странах это экзотика, от которой давно ушли, – заявил эксперт.

Ключевыми кластерами-бенефициарами являются Поволжский автомобильный и Камский нефтехимический кластеры, а также несколько региональных кластеров, где развиты автомобилестроение, нефтехимия, машиностроение, электроника и приборостроение.

В зоне тяготения сконцентрирован основной портфель продуктов, производимых в кластерных отраслях: 70% автомобильной промышленности России, 50% аэрокосмической и оборонной промышленности 40% металлургии, 30% машиностроения и приборостроения, 25% переработки нефти, химии, нефтехимии и газохимии, производства минеральных удобрений России, 20% производства продуктов питания и сельского хозяйства России.

При этом 3 тысячи км трассы в Китае уже построено, 2,5 тысячи км под Казахстаном – тоже. Остается только наш кусок, по поводу которого идут затянувшиеся дискуссии. Если обсуждение продолжится слишком долго, эти трассы до Западной Европы можно соединить в обход России, и тогда страна лишится положительных эффектов.

К тому же, эта трассировка решает вопрос одного моста через Волгу, строительства которого при других условиях пришлось бы ждать десятки лет.

Учитывая динамичное развитие Казанской агломерации и высокую загруженность существующей автодороги М-7, новый мост позволит существенно его разгрузить и тем самым улучшить транспортную и социальную обстановку на прилегающей территории. Динамика транспортных потоков говорит о востребованности моста. Берега Волги в республике связывает единственный мост, расположенный на федеральной трассе.

ополнительно, для улучшения транспортной доступности Казанской агломерации, в пределах участка трассы предусмотрено строительство 4 транспортных развязок и обустройство прилегающей территории. В частности, строительство многофункциональных комплексов с отелями, площадками отдыха и АЗС, кафе и ресторанами. Еще предусмотрено устройство высокоскоростной сети передачи данных, в том числе сотовой связи, ремонт и реконструкция прилегающих дорог, устройство экодуков (ландшафтные путепроводы с травой и деревьями на них, шириной около 50 метров) для пропуска животных по путям миграции.

Другой эффект от появления трассы – снижение аварийности. По словам Блинкина, на дорогах высшей технической категории не бывает лобовых столкновений – это просто физически невозможно, потому что водитель не может преодолеть разделительный барьер. Также там не бывает гибели людей на пешеходных переходах, потому что их там попросту нет. По его словам, аварийность, к сожалению, не нулевая, но очень невысокая.

Как пример можно привести трассу М-11 Москва – Санкт-Петербург. Количество ДТП в коридоре от Москвы до Санкт-Петербурга за 2019 год сократилось в 2 раза, а количество смертей – практически в 3 раза по сравнению с 2016 годом.