Бензин остужают деньгами

Бензин остужают деньгами

Правительство увеличивает компенсации нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок

Правительство решило со следующего года увеличить компенсации нефтекомпаниям за сдерживание цен на бензин. Речь идет о корректировке демпферного механизма, который призван снижать волатильность цен на топливо при колебаниях цен на нефть. Так, в январе выплаты по демпферу только по бензину могут составить 50 млрд руб. По оценкам Минэнерго, это увеличит выручку АЗС на 30 коп. на литр бензина.

В результате корректировки демпфера нефтекомпании могут получить выплаты в 80 млрд руб. за январь 2022 года (при среднем за месяц курсе доллара и стоимости Аи-92), подсчитал «Петромаркет». Из этой суммы около 50 млрд руб. придется на выплаты по бензину. О том, что правительство одобрило корректировку демпфера, заявил 29 декабря в интервью РБК-ТВ вице-премьер Александр Новак.

Демпфер был придуман для того, чтобы избежать резких колебаний цен на топливо внутри страны из-за изменения внешней конъюнктуры. Согласно формуле, правительство компенсирует нефтекомпаниям часть разницы между экспортной ценой топлива и так называемой внутренней индикативной ценой (она установлена как константа и никак не связана с реальной динамикой оптовых цен). Если эта разница становится отрицательной, то есть цены внутри России выше экспортных, то уже нефтяники доплачивают в бюджет.

Это уже вторая корректировка демпфера в нынешнем году. Весной правительство снизило индикативную цену для бензина в формуле демпфера на 5%, тем самым увеличив компенсации нефтекомпаниям. Также было решено, что эта цена будет индексироваться не на 5% ежегодно, а на уровень фактического роста цен на бензин — такой шаг был сделан по опыту 2020 года, когда розничные цены на топливо выросли меньше чем на 5%. Однако в нынешнем году цены, по данным Росстата, выросли на 20 декабря на 8,7%.

Как заявил 29 декабря Александр Новак, было решено проиндексировать цену только на 3%. Кроме того, если до сих пор правительство компенсировало нефтекомпаниям только 68% разницы между экспортной и индикативной ценой, то с 1 января эта доля выросла до 83%.

«На цены влияет рост затрат и акцизов. Для того чтобы нивелировать эти факторы, сейчас выработаны предложения о корректировке демпфирующего механизма, которые поддержаны председателем правительства Михаилом Мишустиным»,— сообщил господин Новак.

По оценкам «Петромаркета», в случае если бы новые параметры действовали уже в декабре, то оценка декабрьской демпфирующей надбавки для бензина увеличилась бы на 1,82 тыс. руб. за тонну. В январе демпфирующая надбавка за поставку тонны бензина для нефтекомпаний составит порядка 16,75 тыс. руб., что на 2,5 тыс. руб. больше текущей декабрьской оценки.

Повышение компенсаций призвано увеличить экономику НПЗ, а также рентабельность бизнеса АЗС, вынужденных сдерживать цены на топливо. Продажа топлива на АЗС существенную часть года была на грани рентабельности из-за высоких оптовых цен, выросших вслед за ценой на нефть. «По нашим расчетам, это даст 0,3 руб. на литр увеличения выручки АЗС. Учитывая, что иногда они низкомаржинальны, потому что оптовые цены иногда растут, и они испытывают проблемы, это может улучшить экономику АЗС»,— сообщил в эфире «России 24» глава Минэнерго Николай Шульгинов.

Если допустить продолжение декабрьских трендов по курсу доллара, цене на бензин Аи-02 в Европе, а также уровню дисконта отпускных цен НПЗ относительно экспорта (сейчас — 2 тыс. руб. на тонну), то средняя оптовая цена на Аи-92 в РФ в январе, по прогнозам «Петромаркета», может опуститься почти на 4%, до 47,8 тыс. руб. за тонну. Это, в свою очередь, может увеличить маржу АЗС до 3,1 руб. за литр, что почти на 1 руб. на литр выше текущего уровня. И даже если в январе для производителей бензина поставки на внутренний рынок станут равновыгодными с экспортом (то есть обнулится дисконт), розничные продажи Аи-92 останутся прибыльными — чистая маржа составит в среднем 1,6 руб. за литр, считают в «Петромаркете».