Россия снизила производство бензина в разгар автомобильного сезона. Что будет на АЗС?

Страна может оказаться «на грани», но у правительства есть пути решения.
Производство бензина в России сейчас отстаёт от планов Минэнерго на 7,2%, подсчитал «Коммерсантъ». Кроме того, по данным издания, запасы бензина в хранилищах тоже сократились на 2,7%. Также отмечается, что и биржевая стоимость топлива в последнее время растёт.
Всё это происходит на фоне отменённого запрета на вывоз бензина за рубеж. Напомним, он был введён с марта по август, однако в мае эмбарго сняли до конца июня. Пока решения о возобновлении запрета не принято.
Свидетельствует ли это о надвигающемся топливном кризисе на российском рынке, из-за которого может возникнуть дефицит топлива и вырасти его стоимость на АЗС?
Факторы риска
Для начала стоит напомнить, почему нынешнее снижение производства и запасов бензина может оказаться критическим для России.
едущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков сообщил ForPost, что в РФ 90% произведённого бензина идёт на внутренний рынок, а 10% — это экспорт.
«При этом примерно с середины весны начинается активный автомобильный сезон, который длится всё теплое время. В эти месяцы потребление бензина в стране существенно возрастает», — пояснил Юшков.
Именно эти два фактора и являются сейчас определяющими для возможной нехватки топлива в стране при условии, что экспорт не будет запрещён.
Стоит ли беспокоиться?
По мнению Игоря Юшкова, пока причин для беспокойства нет.
«Если мы посмотрим на предыдущие годы, то наш средний показатель производства бензина в летний период был около 109 тыс. тонн в сутки. Сейчас он составляет 108 тыс. тонн, то есть отстаёт лишь немного. Но к этому нужно добавить и то, что благодаря эмбарго на экспорт бензина были накоплены определённые запасы, ведь тогда Россия производила больше топлива, чем потребляла», — пояснил Юшков.
В то же время он отметил, что очевидным негативным фактором в нынешней ситуации является рост потребления бензина в России.
«Объём потребления бензина и дизеля в стране растёт год от года. Каков он будет в нынешнем году, сказать сложно. Но я думаю, что точно больше, чем в прошлом. Поэтому нынешняя ситуация может поставить страну к порогу, когда бензина действительно может перестать хватать», — сказал Юшков.
Очевидно, что на ситуацию с бензином могли повлиять и продолжающиеся со стороны атаки на российские НПЗ и нефтехранилища.
«Эти атаки, безусловно, могли оказать влияние на ситуацию с бензином в России, но оценить его масштаб сложно, поскольку информация засекречена. Максимальный объём производимого бензина в феврале этого года достигал 129 тыс. тонн в сутки, но постепенно он начал снижаться и сейчас равен 108 тыс. тонн. Кроме того, на ситуацию повлияла и авария на Нижегородском НПЗ «Лукойла», которая произошла в марте. Это крупнейший завод по производству бензина в России, и он вышел на полную мощность после ремонта только в мае», — пояснил Игорь Юшков.
Возможные решения
В то же время Юшков уверен, что у правительства имеются все возможности для предотвращения топливного кризиса на внутреннем рынке России.
«Если будет возникать дефицит предложения бензина на внутреннем рынке РФ, то первым индикатором станет повышение его стоимости на бирже. Но тогда правительство может вновь ввести запрет на экспорт, или, скажем по-другому, не продлевать разрешение на него с 1 июля», — отметил он.
Дополнительным шагом к преодолению возможного кризиса может стать наращивание объёмов производства топлива.
«Для этого может быть пересмотрен график ремонта НПЗ, чтобы объёмы бензина не выпадали. В данном случае имеются в виду плановые, а не какие-то экстренные ремонты мощностей. Минэнерго вполне может попросить производителей повременить с ремонтом», — отметил Юшков.
Власти заверяют
Одновременно отметим, что пока в российском правительстве не видят никаких причин для беспокойства относительно возможного дефицита и роста стоимости бензина на внутреннем рынке.
«На рынке абсолютно стабильная ситуация, на сегодняшний день у нас запасы бензина и дизельного топлива, если сравнить с прошлым годом, на 5–10% выше. Мы видим, что наши НПЗ производят больше бензина и дизельного топлива по сравнению с прошлым годом», — отмечал ещё 7 июня вице-премьер Александр Новак, курирующий топливно-энергетический комплекс.
Правда, по данным издания «Коммерсантъ», в самом Минэнерго сейчас от комментариев отказались.
К слову, говорил Новак и о возможном возобновлении запрета на экспорт бензина.
«Будем исходить из оценки текущей ситуации. Будем в конце месяца понимать», — отметил вице-премьер.
Топливный кризис-2023
Напоследок стоит напомнить, что летом прошлого года в стране уже был топливный кризис.
Тогда он был связан с решением Минфина вдвое снизить выплаты нефтяникам по топливному демпферу, благодаря которому регулируются объёмы экспорта и цены на топливо на внутреннем рынке. Ответом нефтяных компаний стало сокращение предложения топлива на бирже и последовавший за этим запрет на экспорт.
Тогда в стране всерьёз заговорили о том, что объёмы производства топлива могут сократиться из-за переполненности хранилищ. Но ситуация разрешилась после возобновления экспорта и возвращения выплат по демпферу на прежний уровень.
Иными словами, тогда в противостоянии власти и российской нефтяной отрасли выиграли нефтяники.