Бизнес призвал предоставить доказательства эффективности демпфера

Бизнес призвал предоставить доказательства эффективности демпфера

Независимый топливный союз (НТС) 9 апреля направил председателю Госдумы Вячеславу Володину и председателю Счетной палаты Алексею Кудрину письма (есть у «Известий»), в которых попросил предоставить данные об эффективности механизма демпфера.

«Демпфирующий механизм требует перманентной корректировки, что свидетельствует о его неработоспособности. <…> Демпфер фактически является регрессивным налогом на потребителей топлива — при низких мировых ценах на нефть и нефтепродукты, когда экономика России находится в рецессии, а большинство экономических агентов испытывает финансовые сложности, демпфер усугубляет ситуацию, превращаясь в своего рода налог на кризис. <…> Фактически демпфер не сглаживает колебания, а, напротив, усиливает совокупный эффект на экономику от динамики мировой конъюнктуры, — говорится в документе.

В письмах отмечено, что, согласно постановлению Госдумы от 24 июля 2019 года N 6688-7 ГД, контроль эффективности механизма демпфера и составление полугодовой отчетности о его работе был возложен на Счетную палату, которая и должна была производить надлежащую оценку эффективности демпфера, предоставляя соответствующую отчетность в Госдуму. Кроме того, оценку эффекта изменений, направленных на сдерживание цен на моторное топливо на внутреннем рынке, также производит ФАС России согласно указанному постановлению, говорится в документах.

В этой связи НТС попросил представить для ознакомления отчетность и результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, полученных от компетентных органов Счетной палаты и ФАС в рамках исполнения данного постановления парламента.

6 апреля первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов направил министру финансов Антону Силуанову и министру энергетики Николаю Шульгинову письма с запросом предоставить данные, доказывающие эффективность механизма демпфера. В обращениях был упомянут ряд заявлений госструктур и представителей бизнеса, указывающих, что стабилизация ситуации на топливном рынке страны так и не была достигнута после внедрения механизма. В министерствах «Известиям» получение писем подтвердили.

В Минэнерго «Известиям» сообщили, что одним из главных приоритетов действующего механизма демпфера остается сохранение темпов изменения конечных розничных цен для потребителя не выше уровня инфляции за счет компенсации разницы между экспортной альтернативой и ценой внутреннего рынка. Его отмена лишит рынок защитного механизма, считают в ведомстве.

Без механизма демпфера средняя цена на бензин АИ-92 в центральной части России в апреле составляла бы 51,70 рубля за литр, при этом фактическая розничная цена АИ-92 составила 45,11 рубля за литр, добавили в министерстве. За период действия механизм демпфера показал свою эффективность: в 2019–2020 годах рост цен на топливо на АЗС не превысил 3% и это были самые низкие показатели за последние несколько лет, подчеркивали в Минфине.