Демпфер мешает. Цены на бензин в России в апреле 2020 г. снизились всего на 0,2%

Демпфер мешает. Цены на бензин в России в апреле 2020 г. снизились всего на 0,2%

Демпфирующий механизм, введенный правительством для защиты внутреннего рынка от резких скачков цен, в данной экономической ситуации мешает снижению стоимости топлива на АЗС.

Потребительские цены на бензин в России в апреле 2020 г. в среднем опустились на 0,2% по сравнению с мартом. При этом производители бензина в апреле 2020 г. понизили цены на 22,4%.
Об этом сообщил Росстат.

С начала 2020 г. розничные цены на топливо возросли на 0,2%, тогда как цены производителей опустились на 16,9%.
За январь-апрель 2020 г. розничные цены на топливо возросли на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., при этом цены производителей увеличились на 7,5%.

Потребительские цены на бензин в апреле 2020 г. в среднем по России превышали цены производителей в 2,9 раза (в апреле 2019 г. — в 2,7 раза).

В апреле 2020 г. снижение цен на бензин было зафиксировано в 55 субъектах РФ.
Из них цены наиболее всего опустились в Республике Тыва — на 3,9%, а также в Алтайском крае — на 1,8%.
Повышение цен на 0,1% было зафиксировано в Свердловской области.
В г. Москва и г. Санкт-Петербург за прошедший период цены на автобензин не изменились.

В России цены на бензин растут как при снижении цены на нефть, так и при росте нефтяных котировок.
Виной тому демпфирующий механизм и правило «инфляция минус», которое вынуждает участников рынка постепенно увеличивать цены, чтобы снизить риски от прогнозируемых диспаритетов между оптовыми и розничными ценами.
Кроме того большую долю в стоимости топлива в России составляют налоги, куда входят НДПИ, НДС и акцизы.

Демпфирующий механизм был введен правительство с 1 января 2019 г. после резкого скачка цен на топливо весной 2018 г.
Он призван стабилизировать рынок и уберечь его в будущем от такого резкого роста цен на АЗС.
Демпфер компенсирует нефтяникам потери от поставок топлива на внутренний рынок по фиксированный цене при гораздо более высокой экспортной альтернативе.
Государство возмещает компаниям до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами.
А если российские цены будут выше экспортных, то нефтяники поделятся с государством частью своей сверхприбыли, что сейчас и происходит.

Однако демпфер как не позволяет ценам расти, так и не дает им снижаться при соответствующей экономической обстановке.
В апреле 2020 г. А. Новак отказался от идеи о временной приостановке демпфирующего механизма.

В связи с рекордным падением мировых цен на нефть из-за пандемии короновируса, цены на бензин во многих странах значительно опустились.
Кроме того, из-за карантинных мер значительно снизилось потребление нефтепродуктов, что также толкает цены к снижению.
В результате ценники на АЗС поползли вниз.
Это основополагающий закон рынка — при снижении спроса, снижаются и цены.
Так, в Израиле топливо подешевело до уровня 2009 г., а в некоторых штатах США цены на АЗС опустились ниже российских.
Так же снижение цен происходило в Австралии, Южной Корее, Узбекистане и других странах.
Россия не стала исключением — производство бензина в РФ упало на 20% вслед за снижение потребления из-за карантина.
Однако цены на бензин остались прежними.

В результате, во избежание дестабилизации внутреннего рынка топлива в России было принято решение о временном запрете на импорт дешевых нефтепродуктов.
Таким образом нефтяные компании продолжают выплачивать в бюджет деньги по демпфирующему механизму, т.к. цены в РФ выше экспортных, а потребители вынуждены платить за дорогое топливо, субсидируя нефтяников