Дешёвый и экологически чистый. Воронежским водителям предложили перейти на газ.
Федеральные власти подталкивают автомобилистов к переходу с бензина на газ. Чтобы удвоить число газовых заправок и перевести на метан ещё около 3,5 тыс. машин, регион получит более полумиллиарда рублей. Тем, кто решит ездить на метане, обещают приличную скидку – в две трети от стоимости оборудования. Метан к тому же дешевле бензина и считается самым экологически чистым видом топлива. Но почему воронежцы не видят в газе преимуществ, разбирались журналисты «Вести Воронеж».
Из городской газовой трубы – через компрессор в автомобиль. Метановая заправка в Семилуках – это целое производство. Голубое топливо сушат, очищают, наконец, сжимают и под высоким давлением подают в баллоны. Здесь уверяют, всё абсолютно безопасно. Только водители должны строго следить за состоянием своего оборудования.
– Это как обычный шарик – если сильно надуть, он лопнет. Но если все соблюдать то, что положено – проходить проверки, аттестацию, тогда это самый безопасный вид топлива, – сообщил заместитель начальника производственного участка компании-оператора метановых заправок Иван Киреев.
Метан – это тот самый газ, который горит на кухне. Ушлые автолюбители пытаются вообще обойтись без поездок на заправку. Покупают компрессоры, на свой страх и риск подключаются к трубе, и заправляются прямо у дома. Кстати, во многих странах это можно сделать вполне легально. В России нет. Впрочем, оборудование продаётся свободно. Оно не дешёвое – от 300 тыс. рублей. И процесс заправки растягивается на несколько часов. Некоторые продавцы честно предупреждают – это незаконно и, возможно, опасно.
– К сожалению, в России (в отличие от всего остального цивилизованного мира) подключение компрессорного метанового оборудования непосредственно в частном доме запрещено. Точнее, у нас нет определённого закона, который регламентировал бы этот вопрос, кроме норм пожарной безопасности. Согласно этим нормам оборудование с наличием сжатого природного газа необходимо устанавливать на расстоянии, как минимум, 35 метров от жилых и общественных зданий, – сообщается на сайте по продаже оборудования для метановых заправок.
На заправке баллон станет полным за несколько минут. Впрочем, метановых АЗС пока не так много. Но власти хотят стимулировать автовладельцев переходить с бензина. Федеральные субсидии предоставляет Министерство энергетики. Их получат фирмы, которые занимаются переоснащением машин под метановое топливо. Клиент – будь то фирма или частное лицо – от бумажной волокиты избавлен и просто платит меньше. С этого года – на две трети.
– Он может рассчитывать на скидку в 54 тыс. рублей. Если мы возьмем стоимость переоборудования легковой машины за 90 тыс. рублей – это зависит от уровня сервисного центра, от качества газобалонного оборудования, – объяснила ведущий консультант отдела департамента промышленности и транспорта Воронежской области Мария Маслова.
Примерная стоимость оборудования 90 тысяч, две трети из них субсидия. При среднем расходе в десять литров – а он у метана и бензина одинаковый – экономия на топливе на сто километров пробега составит 275 рублей. Таким образом, перевод машины на газ окупится примерно через 30 тыс. км. Это год-полтора использования машины в городском цикле. Но есть и минусы. Во-первых, октановое число метана выше, чем у любого бензина. Некоторые автомастера уверяют, это сократит срок службы двигателя. Во-вторых, баллон размещают обычно в багажнике. Даже если автомобиль с кузовом универсал или пикап, это резко сокращает объем перевозимого груза.
Если у вас компактный городской автомобиль, то размещение баллона в багажнике становится серьёзной проблемой. Причём нужно иметь в виду, что заполненный баллон примерно равен 20 литрам бензина. Далеко от заправки вы явно не уедете. Можно конечно установить еще один баллон, но тогда с багажником придется вообще попрощаться.
Но для водителя Сергея Бородкина это не проблема. Каждый день он возит пассажиров из Воронежа в Гремячий Колодезь и обратно. Для рейсовых автобусов и грузоперевозок на дальние расстояния метан очень выгоден, говорит водитель.
– Здесь расход 24 куба, а на бензине получается около 28 литров. Вот по деньгам считайте, бензин 44, а этот 17,50, – рассказал водитель маршрутки Сергей Бородкин.
Выгода не так уж очевидна, считает президент ассоциации топливного рынка Воронежа Алексей Трепалин. Во-первых, не понятно, как формируется цена на оборудование. Во-вторых, на скидку могут претендовать относительно новые машины. Уже с 2022 года – не старше 5 лет. То есть могут возникнуть проблемы с гарантией. Кроме того, надо получить разрешение от ГИБДД и ещё около десятка документов, а потом пройти платную экспертизу оборудования.
– После того, как все эти бюрократические барьеры взяты, необходимо ещё раз обратиться в ГИБДД, повторно пройти технический осмотр, и только после этого мы получим изменения, законно внесенные в конструкцию транспортного средства, – объяснил президент ассоциации топливного рынка Воронежа Алексей Трепалин.
Власти, впрочем, не теряют надежду запустить программу стимулирования на полную мощность. В регионе она работает только полтора месяца. За скидкой, говорят в департаменте промышленности, пока никто не обращался.