«Роснефть» стала лидером по объему биржевых продаж моторного топлива

«Роснефть» стала лидером по объему биржевых продаж моторного топлива

В июле продажи бензина подскочили на 23%, в то время дизель вырос на 19% ввиду снятия в стране карантина, введеного из-за эпидемии коронавируса.

С начала июля 2020 года нефтяные компании резко увеличили объем продажи дизтоплива и бензина на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже.

Ввиду голосования по поправкам в Конституцию, торги состоялись со 2 по 17 июля, по итогам среднесуточный объем по бензину вырос на 23% до 32 тыс. тонн, аналогичный показатель для дизеля составил 19,4% или 43 тыс. тонн.

Наибольший объем продаж приходится на «Роснефть» — 17,8 тыс. тонн бензина и 29,9 тыс. тонн дизельного топлива по состоянию на 17 июля, «Лукойл» — 4,2 тыс. тонн и 4,7 тыс. тонн соответственно, «Газпром нефть» — 3,7 тыс. тонн и 2,9 тыс. тонн, «Газпром нефтехим Салават» — 1,6 тыс. тонн и 3,3 тыс тонн. Данных по Антипинскому НПЗ, «Татнефти» и ТАИФ нет.

Напомним, что в июне продажи топлива ряда крупнейших компаний через биржу существенно сократились: «Лукойл» снизил поставки на 37% по сравнению с маем 2020 года (и на 30% год к году), Сургутнефтегаз на 22% по сравнению с предыдущим месяцем и на столько же год к году. Выпадающие объемы замещала «Роснефть» — крупнейший поставщик топлива на внутренний рынок (на долю компании приходится порядка 40% биржевых объемов). Причем, за первые 18 дней июня компания, наоборот, увеличила поставки на 4,2 тыс.т (или на 4%).

Выпадающие из-за экспорта объемы топлива на внутреннем рынке замещала своими поставками «Роснефть» (44% от общего объема продаж автобензинов и 48% — дизельного топлива). При этом и так небольшой экспорт бензина «Роснефти» снизился на 15%. Многие нефтекомпании, в 2020 году активно экспортировавшие бензин и дизель, с начала июля также сократили поставки автотоплива за рубеж.

По данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи, цены на бензин с начала июля в оптовом выражении начали снижаться за счет увеличения объемов торгов. Стоимость АИ-92 с 7 июля по 20 июля упала на 1,1% до 50,4 тыс. рублей за тонну, АИ-59 потерял в цене 7,2%, цена упала до 54,4 тыс. руб. за тонну.

Ранее Минэнерго выступило с предложением увеличить объемы биржевых продаж топлива с целью сбить цены в оптовом и мелкооптовом звене, сильно выросшие в мае и июне текущего года ввиду неготовности НПЗ нарастить выпуск топлива на фоне снятия карантина. По итогам цены на бензин в период с 29 июня по 5 июля цены на бирже несколько раз побили максимальный рекорд — в частности цена марки АИ-95 превысила порог в 62 тыс. рублей за тонну, в то время как в начале мая данное значение колебалось в районе 40 тыс. рублей.

Действующий в российской экономике демпфирующий механизм заставил автозаправки, оказавшихся в невыгодных условиях, торговать топливом себе в убыток, что вынудило представителей независимых АЗС в мае обратиться с просьбой о стабилизации ситуации путем снятия эмбарго на импорт топлива в Россию и отменить демпфер.

Несмотря на неготовность отказываться от демпфирующего механизма, регуляторы в виде ФАС и Минэнерго поддержали снятие запрета на импорт топливном — данная инициатива сейчас рассматривается кабмином. Также структуры договорились увеличить обязательный норматив биржевых торгов для НПЗ с 10% до 11% от общего объема производства по бензину, для дизтоплива — с 6% до 7,5%.

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуш отмечает, что ценовая нестабильность в топливном сегменте все еще остается актуальной — предполагаемое увеличение нормативов биржевых торгов на 1,5% нельзя расценивать как угасание кризиса. Планируемое увеличение нормативов биржевых торгов на 1-1,5% он считает «косметической мерой». НПЗ необходимо наращивать выпуск горючего. Кроме того, стоит отказаться от эмбарго на импорт и, возможно, ограничить поставки бензина за рубеж.